Советы воспитания

  • Личность младшего школьника. Искусство позитивного воспитания
      Младший школьный возраст – период рождения социального “Я” ребёнка. Сила “Я” проявляется в положительном отношении к себе, в вере в свои силы, в целеустремленности и самостоятельности, в переживании своей автономности. Школьник открыт для контакта с взрослыми. Авторитет учителя пока ещё очень высок. Дети откровенно делятся с учителем своими заботами. В случае обиды младший школьник обращается к учителю, и это не воспринимается его обидчиком, как ябедничество, т.к. учитель для всех учеников является нравственным арбитром. Однако для современных младших школьников учитель нередко уже перестает быть безоговорочным авторитетом. Наблюдается ослабление эгоцентризма в поведении: ребенок научается учитывать позиции других людей.Одной из главных противоречий этого возраста – стремление детей отвечать ожиданиям других и одновременно пытаться сохранить психологическое пространство своего “Я”.Самооценка формируется под влиянием оценки ребенка взрослыми, прежде всего, родителей и учителей. Здесь надо помнить о том, что девочки и мальчики по-разному реагируют на оценку взрослых.Девочки очень эмоционально реагирую на все оценки: положительные и отрицательные (нельзя сказать резко “плохо” – резкая эмоциональная реакция не позволит ей рационально осознать, что именно “плохо” и что надо изменить).

      Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.

      Для девочек эмоционально значимо, кто их оценивает и как (им важно “быть хорошими” в глазах взрослых, т.е. девочки более социально ориентированы, им важно произвести впечатление).

      Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности. Это значит, что, когда мы оцениваем деятельность мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Поэтому мальчики могут и не реагировать на оценку: «Я тобой не доволен». Она не имеет для него смысла. Мальчик обязательно должен знать, чем вы недовольны и как бы вновь «проиграть» в уме свои действия.

      Именно наше мнение о ребенке, наши оценки могут изо дня в день оказывать большое эмоциональное воздействие, придавать эмоциональную окраску всей жизни ребенка.

      Черные, негативные тона задерживают развитие.

      Детям нужен позитивный настрой и положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых!

      Может быть два пути формирования желательного поведения:

          1.  Реакция и поведение взрослых, которые следуют непосредственно вслед за актуальным поведением ребенка – поощрение или наказание.
          2. Непосредственно предшествуют формируемому поведению – принуждение или вдохновение.

      Высшим искусством родителя как воспитателя является способность стать для ребенка «музой, вдохновляющей поэта»: воодушевить его на совершение
      непривычного, трудного поступка.

      Здесь надо помнить о том, что Ваше эмоциональное состояние захватывает и возбуждает ребенка на такое же чувство и отношение.

      Эмоциональность признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект.

      Основная ошибка родителей “трудных” заключается в том, что они не поощряют правильное поведение ребёнка, а тратят свои силы, чтобы наставлениями, принуждениями, часто криком заставить его отказаться от неправильного.

      Иван Ильин в своих размышлениях о воспитании писал: “ По сути, существует два различных, если не сказать противоположных, способа воспитания: союз с добрыми задатками или война с дурными наклонностями”. То, кто заключает с ребенком союз, пытается стать его “ангелом-хранителем”, он не старается
      задеть в нем честь и достоинство, он бережно относится к его самолюбию. И в этом он абсолютно прав. Тот, кто объявляет войну ребенку, становится его преследователем и врагом. Он уязвляет его достоинства, задевает его честь, подрывает веру в собственную простоту”.

      Как выражается ваш интерес к ребенку-школьнику? В частности, как вы спрашиваете его о школьных делах?

      Какую отметку он сегодня получил, или чему он сегодня научился, или как прошел его день – успешно – успешно или нет?

      Разница в вопросах отражает и суть ваших отношений и то, на что Вы нацеливаете ребенка.

      Если спрашиваете об отметке, то невольно придаете значение только результату, а усилия, которые прилагал ребенок для достижения этого
      результата в счет не принимаются.

      Отметка становится идолом (учащимся предлагалось выбрать одну из цифр от 1 до 9; 82% — выбирают “5” — связь цифр с отметками).

      Как вы воспринимаете ошибки ребенка?

      Ошибка — не мерило действия, а точка отсчета для совершенствования этого действия.

      Характер взаимоотношения взрослого и ребёнка, поведение взрослых по отношению к детям во многом определяет характер развития ребенка и его
      отношений к окружающему миру. Поведение детей является зеркалом их человеческого окружения.

          • Взрослые делают резкие замечания – ребёнок учится нетерпимости…
          • Взрослые постоянно критикует – ребёнок учится обвинять…
          • Взрослые насмехаются, высмеивают – ребёнок становится нерешительным, замкнутым…
          • Взрослые поддерживают, подбадривают ребёнка – он верит в свои силы, становится уверенным…
          • Взрослые хвалят ребёнка – он учится быть благодарным…
          • Взрослый честен и справедлив – ребёнок с доверием относится к людям…

      Для детей наиболее важны те родительские установки, которые воспитывают в них чувство собственного достоинства. Самоуважение – вот залог того, что жизнь вашего ребёнка будет радостной и успешной.

  • Памятка доброжелательным родителям
       «По сути существует два различных способа воспитания:
      союз с добрыми задатками ребенка и борьба с дурными наклонностями».

      И.Ильин

       Помните, что плохими и упущенными бывают только наши отношения, а не наш ребенок.

      Делайте для ребенка ровно столько, сколько хватает сил делать с любовью.

      Требовательность и строгость только с ребенком.

      Будьте источником радости для ребенка, а не источником еще одних переживаний.

      Разгрузите отношения с ребенком от излишней назидательности.

      Любое поведение ребенка имеет позитивную направленность.

      Донесите свои положительные ожидания до ребенка.

      Создавайте положительный эмоциональный фон при любой оценке ребенка.

      Неудача у ребенка – разделите его переживания, утешьте.

      Меняйте свое поведение до тех пор, пока оно не вызовет нужную Вам реакцию со стороны ребенка. Если не знаете как воздействовать – остановитесь,
      будьте просто вместе с ребенком.

      Оценивайте дела и поступки ребенка, а не его самого.

      Ориентируйте ребенка на индивидуальные достижения (работа сегодняшняя лучше вчерашней).
      Скажи – и я забуду
      Покажи – и я запомню
      Дай действовать самому – и я пойму
      (китайская   мудрость).

  • Особые свойства современных детей

      Развитие современных детей часто в каком-то отношении кажется опережающими на год-два, в другом – наоборот, замедленным. Так, многие уже в полтора года говорят «Я» и умеют себя соответственно подать. Даже если явление носит чрезвычайно индивидуальные формы, все-таки некоторые особенности могут быть пережиты как очень характерные.

      Они хотят, чтобы к ним относились с уважением и как к равноправным личностям.

      Они приходят в мир с чувством, что они — их королевские величества, и часто ведут себя соответственно.

      Они обладают чувством, что они «заслуживают быть в этом мире», и удивляются, если другие не разделяют этого мнения.

      Чувство собственной значимости для них не является темой обсуждения; они часто совершенно отчетливо говорят родителям, кто они такие, что им нужно и чего они хотят, а также чего они не хотят.

      Они имеют проблемы с абсолютным авторитетом, который не объясняется. Им не нравятся чувства вины и угроза наказаний.

      Они ни за что не делают некоторые вещи, так, им, например, трудно держать себя в рамках общепринятого.

      Они сердятся и скучают, если все происходит как будто по схеме и не требует творческого мышления

      Они часто видят возможности, как можно было бы что-то начать делать лучше, дома или в школе, и таким образом на них часто смотрят как на детей, которые бунтуют против установившегося хода жизни и ни с какой системой не идут на компромисс.

      Они действуют несоциально, это бывает, когда они вращаются среди себе равных. Если таковых, чье сознание структурировано аналогично, в окружении нет, тогда они часто уходят в себя и имеют чувство, что они никем не поняты.

      Школа для них — в социальном смысле — часто чрезвычайно трудна, так как они охотно учатся через опыт и эксперимент.

      Они не хотят действовать по приказу, но ожидают, что с ними все обсудят, дабы можно было вместе поразмыслить и принять решение.

      Они обладают обостренным чувством истины и ожидают идентичности, правдивости и самопознания; только это создает для них отношение доверия ко взрослому.

      Любая нечестность, любая попытка ввести в заблуждение сразу же будет замечена. Это приведет к тому, что они сразу же отдалятся, если почувствуют себя невоспринимаемыми серьезно или непонятными.

      Они принимаются за все, что их самих интересует, но требуются серьезные усилия, чтобы пробудить их интерес к чему-то другому.

      Часто они вспоминают — даже если иногда и кратковременно — о ситуациях из предыдущей жизни. другие, напротив, экстремально сориентированы на настоящее и будущее и не интересуются прошлым.

      Их поведение часто сильно зависит от их человеческого окружения: дома вполне обходительно — в школе совсем наоборот. Или: у собственной матери непослушно — у бабушки или другого взрослого тихо и мирно.

      Уже из приведенного выше видно, в каких индивидуально различных направлениях идет общее развитие детей и как сильно зависит это развитие от окружающих взрослых. Поведение взрослых по отношению к детям во многом определяет развитие последних. При этом уже внутренний настрой и мысли взрослых играют большую роль, так как воспринимаются детьми непосредственно.Их поведение является зеркалом их человеческого окружения.

      Таких детей нельзя воспитывать в привычном смысле. Можно только договариваться с ними, сопровождать их и следить, чтобы с ними ничего не случилось.

      Сущность воспитания состоит в том, чтобы развивать таланты и навыки детей, а не заполнять их память. Мы должны им помочь в развитии способности отыскивать свои собственные истины.

      Мы должны учить детей думать, а не говорить им, что ни должны думать. Наша роль заключается в передаче им не знания, а мудрости. Мудрость есть прилагаемое знание. Если мы передаем детям только знания, мы говорим им что они должны думать, что они должны знать и что они должны считать правдой.

      Если же мы даем детям мудрость, то мы не говорим им, что они должны знать и что есть правда, а говорим им, как они могут достигнуть того, что для них самих является правдой. Конечно мы не можем оставит без внимания знания, если мы передаем мудрость, так как без знаний нет мудрости. Определенное количество знаний должно передаваться от одного поколения к другому, но мы должны позволить детям делать свои собственные открытия! Знания часто теряются, мудрость же не забывается никогда.

      Критическое мышление, умение решать жизненные задачи и проблемы, искренность и сознание ответственности – вот что должно стать ядром в воспитание.